Теперь Богородица, смежив вещественные очи, приносит нам бодрствование и ходатайство за мир пред лицем Божиим. Ныне, опустив Свои телесные руки, которыми носила Бога, Она, став бессмертною, воздвигает руки ко Господу о всей вселенной.
Какими же словами мы изъясним Твое таинство? Умом колеблемся, слабый язык не говорит, писать не умеем, ибо оно (таинство) славно, высоко и превосходит всякий ум: оно не имеет ничего подобного себе или сходного с собою, чтобы мы могли легко изъяснить его из наших дел. Ты изменила природу неизреченным рождеством Твоим: слыхал ли кто когда-либо, чтобы дева зачала безсеменно? О, чудо! Матерь рождающая есть в то же время нетленная Дева, потому, конечно, что рождаемое был Бог. Одно это, отличное от других, Ты по справедливости имеешь в животворном успении: нетление того и другого – души и тела.
Св. прп. Феодор Исповедник, игумен Студийский
Тропарь, глас 1-й:
В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, / во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице, / преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, // и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.
Перевод
Ты, Богородица, в Рождестве (Рождении) сохранила девство и в успении (кончине) не оставила мира, преставилась к жизни, Мать Жизни (Христа), и Твоими молитвами избавляешь наши души от смерти.
(2)